13, 14 и 16 июня на кафедре строительной механики корабля две государственные аттестационные комиссии принимали защиты 26-ти выпускных квалификационных работ у бакалавров профилей 15.03.03.02 «Строительная механика» и 26.03.02.05 «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов». 

Четыре года пролетели незаметно, и вот уже студенты, пришедшие в Корабелку в 2019-м году, «попавшие» уже через полгода после начала обучения под прессинг ковида, но преодолевшие все невзгоды, вышли на защиту дипломов (ныне – ВКР). Авторитетные и строгие комиссии во главе с председателями д.т.н. А.И. Дульневым (ФГУП «КГНЦ») и д.т.н. Б.А. Ярцевым (ФГУП «КГНЦ») оценили, насколько совпали желания и возможности у ребят, решивших 4 года назад назваться механиками и композитчиками. Комиссии в этом году обновились, в их состав, помимо вузовских профессоров, вошли представители ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «ЦКБ МТ «Рубин», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» им. И.В. Горынина НИЦ «Курчатовский институт», АО «ЦНИИМФ», ООО «Троицкий крановый завод», ООО «Научно-технический центр экспертиз безопасности ТУК», ФГБОУ ВО «СПбГАСУ».

Значительная часть защищаемых работ удостоена оценки «отлично». Так защитилась половина прочнистов и больше половины композитчиков. Но и «хорошисты» смогли выглядеть достойно, учитывая изначально сложные и разнообразные темы.

ВКР 17-ти механиков-прочнистов были посвящены роторной динамике (вибрации судовых валопроводов и турбин), оптимизации конструкций перекрытий с позиций прочности и устойчивости, исследованиям специфических несущих конструкций судов типа «Ро-Ро», влиянию конструктивных погибей покатых палуб на их устойчивость, вибрационной прочности судовых фундаментов под «пляшущим» двигателем, аварийной прочности и энергоёмкости морского сооружения при падении на него разрушающегося вертолёта, влиянию концентраторов на устойчивость пластин при сдвиге, созданию и прочности упругих и термопластических соединений трубопроводов и элементов бурового оборудования, прочности и жесткости конструкции судового рулевого устройства, моделированию поверхностного наклёпа и его влиянию на усталостную долговечность изделий машиностроения, RVE-моделированию микромеханики композитов, анализу прочности рамных конструкций корпусов танкеров с учетом повышенного водоизмещения, моделям разрушаемой бортовой защиты плавучего энергоблока, деформированию и разрушению конструкций из ПКМ при посадке на мель, а также аналитическим решениям задач о колебаниях композитных пластин.

Каждая ВКР прикладного механика – это оценочные аналитические и более подробные численные расчеты прочности, жесткости, устойчивости и колебаний, во многих случаях – обработка экспериментальных и справочных данных, «колдование» с системами допущений, ошибки в безопасную сторону, применение мощных CAE-программ и те самые выводы-оценки-ограничения (аналитика), без которых ни один размер, ни одна нагрузка ни одного изделия не считаются обоснованными. Это и установление неочевидных связей между параметрами, процессами и явлениями, и возможности для применения нейросетевых технологий, методов оптимизации и создания «умных», самодиагностируемых и приспосабливающихся к внешним условиям конструкций. Нет ни одной ВКР без научной составляющей, без возможности её развития в магистерскую или кандидатскую диссертации.

Лишь 9 корабелов-композитчиков 2-го набора смогли прийти в 2023-м году к победному финишу в весьма жёстких условиях обучения по этой образовательной программе, однако, как отметили в ГАК, вырос и уровень выпускных работ.

Посвящены ВКР защитившихся корабелов-композитчиков исследованиям по переработке и вторичному использованию КМ на основе термопластов, проектированию гибридных корпусных конструкций (из стали и ПКМ) для наливных судов класса «река-море», созданию проекта, технологии производства, изготовлению и испытаниям головного маломерного судна (кадетской шлюпки), устойчивости арочных перекрытий эллингов из поликарбоната, разработке техпроцесса изготовления железобетонных опорных конструкций для буровых, расчёту и управлению свойствами сетчатых анизогридных оболочек, разработке участка для производства декоративных композитных панелей отделки судовых помещений, процессам создания палубных секций из гофроподкрепленных трехслойных конструкций, а также вопросам ударной прочности и расслоения днищевой обшивки судна из ПКМ.

Появились ВКР, доведенные до изготовленного из композитов объекта. Надеемся, что такими в перспективе будет большинство. «Устаканилось» содержание работ: посвященные прочности или теории материала работы стали уделять должное внимание и технологии, а конструкторско- и технологически-ориентированные работы содержали полноценные расчеты прочности. Ряд ВКР по объему и сложности решённых задач вышел за рамки бакалаврских и даже «специалистских» дипломов.

Впереди у большинства выпускников-бакалавров – приёмная кампания в магистратурах по прикладной механике и кораблестроению. Но уже сегодня треть из них трудоустроена или трудоустраивается в ближайшее время. Желаем вам успеха и в работе, и в продолжении образования, теперь уже – коллеги!