11-го и 14-го июня на кафедре строительной механики корабля СПбГМТУ состоялись защиты выпускных квалификационных работ студентами профилей 15.03.03.02 «Строительная механика» и 26.03.02.05 «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов». Ряды обладателей диплома о «первом высшем» пополнило 18 человек, успешно преодолевших четырехлетний марафон.

Студентами направления 15.03.03 «Прикладная механика» (профиль «Строительная механика» были представлены самые разнообразные модели и исследования. Тем не менее, большая часть из рассмотренных объектов – это морская техника.

Прочность и рациональное проектирование удлиненных перекрытий судов типа «Ро-Ро» под накатную технику, предельные состояния отдельных пластичных связей и конструкций ледовых усилений, футуристичный поликорпусный глубоководный аппарат для добычи конкреций, полная математическая модель спортивного весла при гребке – от расчета траекторий и скоростей при разных техниках гребли до определения сил от воды и напряжений в композитной лопасти, универсальная модель колебаний произвольного трубопровода с учетом протекающей в нём среды, прочность безэкипажного стеклопластикового катера, аналитическое и численное моделирование регулярных перекрытий на упругом основании (от искусственных гатей до плавучих аэродромов) – вот спектр работ, защищавшихся в Государственной аттестационной комиссии под председательством д.т.н. А.И. Дульнева, начальника лаборатории Крыловского научного центра. Все 8 работ защищены на «отлично» и «хорошо», многие из них ждут своего развития в магистерских диссертациях.

Третий по счету выпуск проходит по «композитному» судостроительному профилю, открытому в 2018-м году. Защиту 10 дипломников приняла авторитетная комиссия, в составе которой – специалисты-материаловеды, технологи и прочнисты, под председательством д.т.н. Б.А. Ярцева, начальника сектора композитной лаборатории КГНЦ. Особенность ВКР этого профиля – необходимость увязки одной из главных проблем проекта (технологической, прочностной или материаловедческой) с прочими, ибо композит вне конструкции не существует.

Следует отметить, что вырабатывается уже своеобразный стиль и стандарт подготовки и защиты такой работы, где есть просторное место эксперименту, компьютерному моделированию, разработке оснастки и техпроцессов, экономическим оценкам. Прекрасные работы по глубокому анализу и экспериментальным исследованиям перспективных материалов с комплексными (оптическими и прочностными) свойствами, а также сварных соединений термопластичных ПКМ представили дипломантки под руководством проф. О.В. Толочко. Работы выпускников по кафедре СМК включили в себя не только вопросы прочности, но и в полной мере – вопросы проектирования, конструкции, теории корабля и технологии композитного производства. Работы посвящены корпусам композитных судов – парусной яхты и большой моторной водоизмещающей яхты, разработке рациональной конструкции и технологии изготовления полых стеклопластиковых лопастей спортивных вёсел на основе технологий реверс-инжиниринга из литьевых прототипов, перспективным способам создания и модернизации углепластиковых мачт, обеспечению жесткости, прочности и герметичности облегченных композитных люковых закрытий, вопросам эквивалентной замены металлических перекрытий на композитные. Выросло число работ с подробным моделированием выкладок в современных препроцессорах, с тщательным применением отечественной и международной нормативной базы (в том числе новых, вышедших в 2020 г. Правил РМРС по композитным судам). Шире используются и сопоставляются с экспериментальной и коммерческой информацией библиотеки физико-механических свойств базовых слоёв ламинатов, практически все работы содержат элементы микромеханики.

В несколько обновленном составе Государственных аттестационных комиссий, помимо представителей ФГУП «КГНЦ» – специалисты Курчатовского центра – НИИ КМ «Прометей», Троицкого кранового завода, Центра экспертизы «ТУК» и, конечно же, всех выпускающих кафедр СПбГМТУ.

Лучшими студентами-выпускниками по профилям признаны Павел Кириллов-Алексеев («Строительная механика») и Андрей Пентегов («Композиты») – участники нескольких научных конференций, авторы научных публикаций, победители Всероссийской студенческой олимпиады по компьютерным технологиям в машиностроении и призеры Международных Интернет-олимпиад по теоретической механике (А. Пентегов), активные участники строительства маломерных судов в СНО ФКиО «СКБ «Лодка» (П. Кириллов-Алексеев) и экипажа большой яхты СПбГМТУ «Хортица» (А. Пентегов). 

Специальными дипломами ФКиО за заслуги перед факультетом и университетом отмечены также выпускники «Композитов» Софья Давыдова, Алена Данилова и Александр Чудинов – активные участники научной, спортивной и общественной деятельности, обладатели дипломов с отличием.

Кафедра строительной механики корабля поздравляет успешно защитившихся выпускников, желает им удачи во всех начинаниях и продолжениях, с удовольствием приглашает продолжить обучение в магистратуре.

Руководство профилей 15.03.03.02 и 26.03.02.05,
научные руководители ВКР, преподаватели