С 9 по 21 июня в форме инженерных соревнований по прочности композитных конструкций прошла учебная практика студентов 2 курса профилей 15.03.03.02 «Строительная механика» (группа 1284) и 26.03.02.05 «Проектирование и производство конструкций морской техники из композиционных материалов» (группа 1218).

Второй учебный год подряд в связи с изменениями в учебных планах учебная практика бакалавров-второкурсников приходится на двухнедельный перерыв между учебным семестром и сессией. В какой-то степени это неплохо, поскольку есть и время к сессии подготовиться, и возможность сразу после экзаменов отправиться на каникулы. 

Второй год подряд преподаватели кафедры СМК вместе с помощниками-магистрантами организуют практику в форме своеобразных инженерных соревнований. Практиканты делятся на команды, каждая из которых выполняет компьютерное моделирование, а также изготовление и испытания физической модели объекта морской техники.

В прошлом году это были модели корпусов транспортных судов, которые должны были в опытовом бассейне воспроизвести теоретически рассчитанную посадку, в нынешнем – это модели П-образных композитных балок, используемых в силовом наборе пластиковых судов. 

Пять команд, названия которых отражали или фамилию капитана, или нечто более близкое коллективу:): «Харитонова» (гр. 1284), «Яковлев» (гр. 1218), «Русланчик» (гр. 1218), «Легенды» (гр. 1284) и «Милые дамы» (гр. 1218) вместе с доцентом М.Ю. Мироновым, а также магистрантами гр. 1186 Павлом Кирилловым-Алексеевым и Сергеем Дементьевым выполнили расчеты проекта балки по аналитическим моделям Правил РМРС для композитных судов в системе компьютерной алгебры, построили более подробные цифровые модели в конечно-элементном программном комплексе, получили поля перемещений и напряжений, а также изготовили образцы конструкции длиной 1 м из стеклопластика с полистирольным заполнителем и выполнили их испытания на жесткость и разрушение.

Стоит отметить, что оснастку (матрицу) для изготовления моделей и испытательный стенд студенты также изготовили сами. 

Эксперименты и расчеты хоть и не совпали абсолютно, но дали довольно близкие результаты, практиканты увидели, как влияет на точность прогноза тот или иной вид математической модели, точность и качество изготовления изделия, а также условия нагружения и измерений.

Несмотря на условный соревновательный характер практики, команды активно помогали друг другу. Впервые студенты попробовали сами изготовить препрег, нанести разделительный слой, выполнить раскрой материалов (стеклоткани и пенопласта), обработку поверхности, выкладку. Пять изделий подвергались шестикратным опытным нагружениям, так что статистика результатов получилась неплохая.

Максимальную жесткость показало изделие команды «Харитонова», а наиболее стабильные результаты – изделие команды «Милые дамы». Проигравших в соревнованиях нет. Некоторые практиканты с нетерпением ждали окончания испытаний на изгиб в упругой области, чтобы добраться до разрушения и оценить предельную нагрузку и формы разрушения:). Важно направлять разрушительное начало в наших студентах в правильное русло!))

Полученные на практике знания и умения студенты применят при освоении многих общепрофессиональных и специальных дисциплин на 3-м и 4-м курсе.

Заметим, что часть практики пришлась на государственные праздники, однако это не помешало выполнить все намеченные работы в срок благодаря ответственному подходу студентов. Желаем практикантам успешной сдачи сессии и ждем красивые отчеты!

Кафедра строительной механики корабля