Лодки, шлюпки и экспериментальные суда, спроектированные и построенные инициативными студенческими группами «ЛОДКА» и «Ватербайк» ФКиО СПбГМТУ, приняли участие в регате «Весла на воду!» и в Петровском гребном марафоне вместе со своими проектантами и строителями.

28 мая на международной регате «Весла на воду!» уже в 6-й раз, начиная с 2017 г., были продемонстрированы достижения технического творчества студентов-корабелов – шлюпки и лодки-четверки с рулевыми «Анна», «Vesla», «Оса» и «Fika», а также гоночное электрическое судно «Берёзка».

С 2019 г. построенные студентами гребные суда формируют собственную номинацию регаты «Самодельные лодки» и получают призы. Специальные суда совершают демонстрационные заезды. Большое число участников и гостей регаты могут в деле наблюдать новые проекты и здесь же, на месте, получить ответы на вопросы о создании таких судов.

В 2023 году впервые гоночный заезд из 4-х лодок сформирован полностью «своими» судами. Непосредственно к регате спущена на воду кадетская шлюпка «Fika» (по-шведски – «перерыв на кофе»), инициативный проект студентов ФКиО Анны Ветлугиной (гр. 1418) и Марка Цыварева (гр. 1417), реализация которого длилась 1,5 года. Лодка длиной 6,3 м имеет полностью композитную оболочку корпуса – клинкерный «сэндвич» из стеклопластиковых обечаек и полистирольного заполнителя, весит вместе с набором около 120 кг. В создании новинки приняло участие 14 студентов и 2 аспиранта Корфака, научным руководителем проекта выступил доцент кафедры строительной механики корабля, начальник ОНИРС М.Ю. Миронов.

Фанерно-стеклопластиковые лодки «Анна», «Vesla», «Оса» построены в 2017, 2019 и 2022 гг. по проектам заведующего лабораторией кафедры теории корабля Д.А. Вирцева и старшего преподавателя кафедры ГАММА С.И. Чепурко, многократно испытаны различными мероприятиями, имеют оригинальные конструктивные решения, например, трансформируются в электрические с солнечными панелями или разбираются на отдельные секции для перевозки.

16 студентов и преподавателей ФКиО, а также 4 курсанта ВИТУ (спасибо им!) составили 4 гоночных экипажа, победила с весьма неплохим результатом «Fika», на втором месте – «Оса», на третьем – «Анна». Распашная «студенческая гичка» «Vesla», ветеран регат с 2017 г., с рулевым С.И. Чепурко была укомплектована новичками, и, что замечательно, девушками-первокурсницами, которые отлично завершили заезд!)

Лодка «Fika» является предметом 3-х выпускных квалификационных работ студентов «композитного» и «прикладмеховского» профилей, 8-ми научных публикаций и конкурсов НИР в 2021-2023 гг., по теме этого проекта один из его инициаторов (М. Цыварев) получил студенческий грант Правительства СПб и диплом первой степени на конкурсе «Инженер будущего» в г. Зеленодольске. Судно обладает повышенной вместимостью, хорошей остойчивостью и управляемостью, и, как оказалось, удовлетворительной прочностью, для чего был выполнен ряд серьезных исследований нетрадиционных материалов.

Скоростное судно «Березка» с 2021 г. успело побывать в ипостасях водного велосипеда, электрической водоизмещающей лодки на солнечных панелях и даже судна на подводных крыльях. Углепластиковое легкое и ходкое судно создано коллективом студентов и аспирантов под руководством доцента кафедры проектирования судов К.Д. Овчинникова при спонсорской поддержке АО «СНСЗ», является объектом постоянных и успешных экспериментов, чемпионом «Солнечной регаты-2021».

3 июня на Петровском гребном марафоне – масштабном городском мероприятии, собравшем более 1200 судов и давно уже являющемся событием федерального масштаба, лодки молодых корабелов ФКиО уже в 5-й раз (с 2018 г.) подтвердили свою надёжность вместе с экипажами. Дистанция марафона – 68 км, вся река Нева от крепости Орешек до крепости Петропавловская.

Из-за плохой погоды (град, снег, дождь, беспрецедентно сильный встречный ветер местами) самый большой в истории ПГМ-ов марафон стал и самым массовым по числу сошедших с дистанции (до 40%). При этом для Корабелки – это тоже самый массовый марафон, 2 лодки и 14 человек, в прошлые годы состав экипажей был меньше.

Наши лодки «Оса» и «Fika» выдержали все испытания и через 10 часов после старта финишировали у Петропавловки, а их героические экипажи получили заслуженные медали, солдатскую кашу, повреждения поверхностей конечностей разной степени тяжести и чувство глубокого удовлетворения!

Экипаж лодки «Оса»: рулевой – ассистент, аспирант кафедры СМК, заслуженный старшина шлюпки Роман Мудрик, гребцы (с заменой): Ямиль Маниханов (1417), Сергей Дементьев (1384), Кирилл Герасимов (1384), Фёдор Козлов (1118), Григорий Горбушкин (1217), Кирилл Рыбалкин (1417).

Экипаж лодки «Fika»: рулевой – Марк Цыварев (1417), гребцы: Анна Ветлугина (1418), Павел Кириллов (1384), Андрей Семенюк (1218), Иван Неделяев (1317), М.Ю. Миронов (КСМК, доцент) и Марина Арно (экипаж яхты «Хортица»).

Поздравляем участников технических и спортивных проектов с успешными выступлениями! Марафон для строителей судов начинается не на водном старте, а задолго до него.

Благодарим за оказанную поддержку участия в мероприятиях службы и подразделения Университета (ВУЦ, Гребная база, оперативно-дежурная служба).

Инициативные СКБ ФКиО «ЛОДКА», «Ватербайк»

Отдел НИРС управления организации научной работы