Маломерные суда СНО «СКБ «Лодка» расширили участие в регате «Вёсла на воду!»
1 июня 2025 г. маломерные суда студенческого научного общества ФКиО «СКБ «Лодка» приняли участие в 41-й традиционной шлюпочной регате «Вёсла на воду!». Полноценная номинация «Самодельные суда» официально появилась в составе регаты в 2021-м году и состояла из заезда 4-х судов. В этом году удалось организовать уже 2 заезда из 6 лодок!
Участники номинации «Самодельные суда» – гребно-парусные лодки-«четверки», построенные студентами Корфака. В 2017-2019 гг. заезды 1-2 шлюпок были показательными, ныне же лодки, выполненные по проектам энтузиастов СНО «СКБ «Лодка», строятся не только в Петербурге, но и в Ленинградской области, в городе Волхов.
Все суда номинации близки по классу, это четвёрки с рулевыми, т.н. кадетские шлюпки для первоначального обучения гребле, парусному делу, работе в команде. От классических ялов их отличает малая масса (в 2-3 раза меньше, чем у Ял-4 и в 4-5 раз меньше, чем у Ял-6), лодки могут достаточно легко и быстро переноситься, перевозиться на небольшом прицепе или в грузовом такси. Проекты лодок разработаны под руководством преподавателей КГАММА, КТК, КСМК Дмитрия Вирцева, Сергея Чепурко, Михаила Миронова. Строительные материалы – бакелит, хвойная и березовая фанера, стеклопластик, экструдированный пенополистирол. Большинство проектов имеют цифровые модели для расчетов посадки, остойчивости и ходкости, модели 3D-геометрии, раскроя для станков с ЧПУ. Лодка «Фика» имеет также цифровую модель для расчетов прочности с учетом слоистой структуры.





1 июня на дистанции 1 км в номинации самостройщиков боролись экипажи лодок «Анна» (год спуска 2019), «Миракл» (г. Волхов, 2022), «Семерка» (г. Волхов, 2024), «Весла» (2017), «Оса» (2021) и «Фика» (2023).
Общий зачет по времени в двух заездах выявил призёров:
– 1-е место – «Анна» с опытным экипажем выпускников Корфака, шлюпарей, а ныне – инженеров ЦМКБ «Алмаз» (1-й заезд);
– 2-е место – «Миракл», основу экипажа которого составили магистранты кафедр КСМК (группа 1186) и КГАММА (гр. 1268) с рулевым «композитного» профиля (1318) (1-й заезд);
– 3-е место – «Оса», на которой грёб максимально интернациональный экипаж, в который входили и студент из КНР, и разрядница по академической гребле, и участники походов «Эко-Ладога» (2-й заезд).






Участие 6-ти лодок делает соревнования в номинации более интересными, создает интригу.:) Разные экипажи, выступающие на одних лодках в разные годы, позволяют на практике более объективно выявить положительные и отрицательные стороны проектов.
Немного проиграла призерам самая старшая участница «Весел на воду!» – распашная студенческая гичка «Весла», экипаж которой проявил большую волю к победе и в своём заезде был вторым.
Стоит отметить, что собравшая уже массу наград лодка «Фика», в экипаже которой традиционно были её проектанты и строители (ныне сотрудники ЦМКБ «Алмаз» и верфи «Эмпериум»), также хорошо и спокойно прошла дистанцию (второй заезд финишировал почти одновременно).
Огромное спасибо представителям группы 1433 (все – студенты из КНР!), которые, имея небольшой опыт гребли на ЯЛ-6, рискнули, и, в конце концов, успешно справились с непростой распашной «Семёркой».







Впервые в 2025-м году в нашей номинации мы наблюдали борьбу систер-шипов: лодки «Оса» и «Миракл» – так называемые секционные, с возможностью трансформации в лодки-шестерки; лодки «Весла» и «Семёрка» – также почти родственники, одинаковая схема гребли, узкие, с довольно высоким бортом (правда, «Семёрка» имеет длину 7 м, что на 1 м длиннее «Веслы»).
Активное участие в номинации приняла и молодая часть членов СНО ФКиО, целиком состоящая из студентов гр. 1217, которая выступила и как участники шлюпочной секции СПбГМТУ на Ял-6, и как гребцы на «самоделках» в экипажах «Веслы» и «Осы». Совсем немного остается операций у команды Александра Логинова до спуска новинки – «Турбо-Карбаса» (ожидаем этим летом!), корпус готов, практически готово и его насыщение, необходима ещё установка дельных вещей и окраска.


Заметим, что погода 1 июня на Гребном канале отнюдь не баловала. Ветер с порывами до 17 м/c у многих экипажей ЯЛ-6 вызвал серьезные затруднения, да и более легким «четверкам» было нелегко. Тем ценнее полученные результаты.

Традиционно – большая благодарность офицерам-преподавателям ВУЦ СПбГМТУ, организующим это мероприятие, за предоставляемую возможность участия и поддержку номинации: начальнику ВУЦ А.Р. Виловатых, начальнику кафедры А.В. Волохову, руководителю шлюпочной секции В.А. Сапожникову, начальнику Гребной базы СПбГМТУ В.В. Степанову.
Большое спасибо всем участникам из команд регаты, которые тренируются на Гребной базе (а это и колледжи, морской лицей, Балтийский завод и «Электроприбор», ВУЦ и многие другие), без их бескорыстной помощи было бы трудно спустить на воду разросшийся «самостройный» флот, и уж тем более – достать его из воды😊.


Приглашаем всех желающих в СКБ «Лодка» факультета кораблестроения и океанотехники для участия в подобных и иных мероприятиях на реках Петербурга и Ленинградской области, а также в акватории Финского залива: походах, однодневных выходах на острова, регате в Карелии.
Доцент КСМК Миронов М.Ю.
Студенческое научное общество
факультета кораблестроения и океанотехники
«СКБ «Лодка», июнь 2025