7 мая 2024 г. состоялся очередной семинар аспирантов и соискателей на кафедре строительной механики корабля. При активном участии преподавателей и ученых кафедры представлены и обсуждены результаты исследований Даниила Евгеньевича Тулина – аспиранта Высшей школы транспорта СПбГПУ Петра Великого.

Тема научной работы – «Сопротивление хрупкому разрушению крановых сварных конструкций» – является актуальной не только для промышленного и гражданского строительства, логистики, наземного транспорта и промышленного производства, но и для судостроения и судоходства. Значительную долю судовых устройств гражданских судов и портового оборудования составляют металлические крановые конструкции, находящиеся в условиях сложного статического, а порой и динамического нагружения. Представленная работа затрагивает и вопросы низкотемпературных условий, характерных для арктических регионов, где опасность хрупких разрушений существенно возрастает.

Близость задач обеспечения прочности в судостроении и в крановом оборудовании, высокий уровень компетенции специалистов кафедры СМК, искренняя заинтересованность молодых специалистов в знакомстве с современными подходами инженерной механики разрушения – всё это обусловило состоявшуюся встречу.

Выигрышным аспектом представленной работы является получение инженерной методики оценки допустимых уровней нагружения и прогнозирования возможности хрупкого разрушения на основе широкого задействования конечно-элементного моделирования, а также комплекс рекомендаций по эксплуатации крановых конструкций. Докладчику удалось с высокой корректностью увязать экспериментальные и численные результаты, предложить простые инженерные зависимости на их основе. Ряд экспериментов выполнен при весьма низких температурах.

Работа вызвала активное обсуждение участников семинара, аспирантов всех годов обучения, активно ведущих похожие исследования магистрантов и сотрудников кафедры. Прошедший семинар – рекордный по количеству принявших в нём участие профессоров (А.А. Родионов, Г.Б. Крыжевич, А.И. Фрумен – СПбГМТУ, С.А. Соколов – СПбГПУ Петра Великого). Отмечено, в частности, что наблюдаемые в расчетных моделях зоны пластического течения влияют на критериальные параметры, но в целом сохраняют хрупкий характер зон разрушения.

Научная работа Д.Е. Тулина является завершенным исследованием, представленным на соискание ученой степени к.т.н., и специалисты кафедры СМК дали её положительную оценку.